МБДОУ д/с "Мальвинка" с. Никольское
образовательная программа1.1.Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада «Мальвинка» с. Никольское разработана в соответствии с : -«Законом об образовании РФ» ; -«Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.2660 -10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2010 года) и «Изменением №1 к 2.4.1.2660-10» (Постановление № 164 от 20.12.2010 г. Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10) ; -«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666); -«Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, Регистрационный № 16299 от 8 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ). Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада «Мальвинка с. Никольское разработана на основе «Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. «Детство- Пресс , 2011г. . Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада «Мальвинка с. Никольское обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. 1.В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Мальвинка с. Никольское функционирует 1 группа, которую посещают 24 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Группа сформирована по разновозрастному принципу. Возрастные особенности детей 3-х – 4-х лет. На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами – заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Возрастные особенности детей 4-х -5- лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. В процессе игры роли могут меняться. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становиться предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Усложняется конструирование: постройки могут включать 5-6 деталей. Происходят изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом. К концу среднего возраста восприятие детей становится более развитым. Они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение. Начинает развиваться образное мышление. Для детей этого возраста особенно характерны: сохранение количества, объема и величины. Развивается оригинальность и произвольность воображения. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточиться на деятельности на 15-20 минут. Речь становится предметом активности детей. Развивается ее грамматическая сторона. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Ведущим становиться познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в ходе общения, может быть сложной и трудной для его понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важной оказывается его похвала. Появляется повышенная обидчивость на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстника и характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий, с развитием изобразительной деятельности, развитием памяти, внимания, речи. Возрастные особенности детей 5-6 лет. Действия детей в играх становятся более разнообразными. Дети уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и по условиям. Возрастные особенности детей 6-7 лет.
В сюжетно – ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек, не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им предметами. В этом возрасте дети могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений. У детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, прилагательные. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и монологическая речь. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. 1.2.Приоритетным направлением деятельности МБДОУ д/с «Мальвинка» с. Никольское по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является физическое развитие каждого ребенка. 1.3.Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Целями деятельности МБДОУ д/с «Мальвинка с. Никольское по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются: -обеспечение разностороннего гармоничного развития детей в возрасте от 1,5 до 7лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому; -создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности; -всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе и обеспечение готовности ребенка к школе. Для достижения данных целей по реализации обязательной части образовательной программы МБДОУ д/с «Мальвинка с. Никольское» ставит следующие задачи: -сохранение и укрепление здоровья воспитанников, забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка; -формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; -формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; -развитие позитивного эмоционально – целостного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; -развитие потребности в реализации собственных творческих способностей: -создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их добрыми, общительными, самостоятельными и творческими личностями; -максимальное использование детских видов деятельности и их интеграция; -преемственность в работе ДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая отсутствия давления предметного обучения; -обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе. 1.4.Особенности осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс в МБДОУ осуществляет: заведующая, воспитатель, музыкальный руководитель. Медицинское сопровождение образовательного процесса обеспечивает медицинская сестра ФАПа. Педагогический коллектив состоит из заведующей,2- педагога, среди них: -воспитатель -1 человек; музыкальный руководитель – 1чел. Характеристика квалификационных категорий педагогов: - первая квалификационная категория -1 -вторая квалификационная категория – 1 Педагог имеют образование: -высшее образование -1 -средне - специальное – 1 К особенностям осуществления образовательного процесса в МБДОУ д/с Мальвинка» с. Никольское относятся: - наличие группы детей разного возраста; -образовательный процесс осуществляется по двум режимам в разновозрастных группах, с учетом теплого и холодного периода года. В ДОУ созданы все условия для разностороннего развития детей с 1,5 до 7 лет. МБДОУ д/с «Мальвинка» с. Никольское имеет необходимую материально – техническую базу и предметно – развивающую среду для создания комфортных условий и гармоничного развития детей. Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей в детском саду имеется игровой зал. Наш детский сад оснащен оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участке. В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, для сюжетно – ролевых игр, игрушки и оборудование для игр во время прогулок. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. 1.5.Принципы и подходы к формированию программы. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральными государственными требованиями: -соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования); -соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале); -обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; -строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; -основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса; -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; -предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
2.1.Организация режима пребывания детей в МБДОУ (Холодный период)
2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Расписание непосредственно образовательной деятельности разновозрастная группа(младшая подгруппа)
разновозрастная группа (средняя подгруппа)
разновозрастная группа (старшая подгруппа)
Модель образовательного процесса МБДОУ д/с «Мальвинка» с. Никольское
Примерное годовое комплексно – тематическое планирование муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Мальвинка».
3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Содержание психолого – педагогической работы в МБДОУ д/с «Мальвинка» с. Никольское направлено на освоение детьми следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Содержание образовательного процесса ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого – педагогической работы по формированиюфизических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. 3.1. Содержание образовательной области«Физическая культура»направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: – развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); – накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); – формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Методическое обеспечение: Махнёва М.Д. – Воспитание здорового ребёнка. М.: АРКТИ, 2004 Степаненкова Э.Я. – Физическое воспитание в детском саду. – М., Мозаика- Синтез, 2010. Степанкова Э.Я.- Методика физического воспитания. – М., 2005 Степанкова Э.Я. – Методика проведения подвижных игр. – М., Мозаика – Синтез, 2010. 3.2. Содержание образовательной области «Здоровье»направлено на достижение целей охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; – воспитание культурно-гигиенических навыков; – формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Методическое обеспечение: Новикова И.М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников. – М.Мозаика – Синтез, 2010 3.3. Содержание образовательной области «Безопасность»направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: – формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; – приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; – передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; – формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Методическое обеспечение: Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность. – СПб., «Детство- Пресс», 2002 3.4. Содержание образовательной области «Социализация»направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: – развитие игровой деятельности детей; – приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Методическое обеспечение: Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М., Мозаика Синтез, 2009 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.Мозаика – Синтез, 2010 Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада – М., Мозаика – Синтез, 2010 Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М., -Мозаика- Синтез, 2010 3.5. Содержание образовательной области «Труд»направлено на достижение цели формирование положительного отношения к трудучерез решение следующих задач: – развитие трудовой деятельности; – воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; – формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Методическое обеспечение: Комарова Т.С.., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю., Трудовое воспитание в детском саду. – М., Мозаика – Синтез, 2010 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.Мозаика – Синтез, 2010 3.6. Содержание образовательной области «Познание»направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: – сенсорное развитие; –развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; – формирование элементарных математических представлений; – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Методическ 10 апреля 2013 в 21:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.